"Обучение детей лепке"

 

«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ЛЕПКЕ»



Крапивина В.А.

В дошкольном возрасте развиваются различные виды деятельности ребёнка,  в том числе и художественное творчество, лепка. Интересны в этом отношении различные методики и технологии по лепке, которые являются мощным средством развития творчества у дошкольников, так как :

- создаются условия для самостоятельного творчества с применением различных материалов и инструментов;

- обучение организуется с применением разных форм;

- в процесс лепки включаются и другие виды деятельности.

Пластилин - это именно то, что подходит для детского творчества и даёт очень большой простор для развития фантазии и воображения ребёнка. Работа с пластическими материалами оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук, что позволяет детям овладевать многими практическими умениями и приобрести ручную умелость. Создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания, уточняются и углубляются представления об окружающем мире. В процессе работы ребёнок начинает осмысливать качество предметов, запоминать их характерные особенности, детали. У детей воспитываются умения трудиться, бережно и экономно использовать материал, работать аккуратно. Развиваются такие волевые качества, как внимание, выдержка, упорство. И самое главное: ребёнок учится всё делать своими руками. Если в детстве не научиться творчеству, то откуда это умение возьмётся потом, когда подрастёт? Поэтому, очень важно в дошкольном возрасте привлекать детей к творчеству.

Влажный песок, глина, хлеб, мокрая бумага, пластилин - из всего этого, чуть поработав пальцами, можно что-нибудь слепить. Малыш еще плохо держит в руках ложку, но отведите его в песочницу, и он слепит вам такой пирожок или кулич, что вы подумаете: «Какой талантливый ребенок! Он умеет лепить». Лепка, пожалуй, самый естественный для человека изобразительный творческий процесс. Создавая собственную маленькую скульптуру, ребенок непосредственно познает реальную действительность, поскольку скульптура, как и окружающий нас мир, трехмерна. Занимаясь лепкой, малыш изображает все стороны предмета, что невозможно в рисовании или аппликации. Чтобы научиться более точно передавать форму и строение предметов, ребенок должен обучаться многим техническим приемам лепки, способам передачи строения предметов. Задача взрослых - педагогов, воспитателей, родителей - облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приемы работы с ним, научить лепить знакомые предметы реального мира, выражать свое отношение к миру и его явлениям.

Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые в процессе лепки приобретают задуманную форму и сохраняют её хотя бы на некоторое время. Это глина, пластилин, тесто, влажный песок, снег, бумажная масса папье- маше. Чем разнообразнее выбор материалов, тем лучше.           

                При этом техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок видит не только, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашами или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоении. По мнению психологов  Игнатьева Е.В.,  Венгера  Л.А., Мухиной В.С.,  Запорожца А.В., Якобсон С.Г.  лепка развивает у детей  сенсомоторику, наблюдательность, воображение, творческие способности, вырабатывает более полные представления, укрепляет зрительную память.

Исследования  многих педагогов, в том числе Халезовой Н.Б., Курочкиной Н.Б., Пантюхиной  Г.В. показывают, что уже в дошкольном возрасте занятия лепкой открывают для детей большие возможности для развития. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в  игровых ситуациях, значительно обогащают жизненный опыт ребенка.

Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой,объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможности общения со сверстниками и взрослыми. Занятие лепкой открывает безграничные возможности игры. Первые ступеньки в лепке

Знакомство



Пусть ребёнок самостоятельно познакомится с материалом и его свойствами. Дайте ему глину или пластилин. Ничего не показывайте и не навязывайте, пусть всё делает сам, движимый естественным любопытством.

Оказывается, это очень интересный материал, который легко, без больших усилий изменяется, он очень «послушный» и отзывается на любое движение рук, на нём остаются следы прикосновений. Можно обогатить опыт ребёнка, если расширить границы этого открытия. Дайте ему возможность действовать с различными материалами. Он убедится, что некоторые из них - тесто, липкий снег, влажный песок, жевательная резинка - обладают похожими свойствами, как глина и пластилин. Их можно легко изменить по своему желанию, придав любую форму. В то же время многие другие материалы - сухой песок или снег, манка, мука - не имеют форму вне какой-либо емкости. Им невозможно придать форму с помощью рук.

Экспериментирование



 Ребёнок осваивает пластичные материалы и делает новые «открытия». Теперь он исследует не только свойства, но и сферу возможностей своего воздействия на материал. Оказывается, он может оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска небольшой кусочек глины или пластилина, который легко изменяется в результате тех или иных действий. Для этого его нужно смять, или расплющить, или скатать, или вытянуть, или сделать что-нибудь ещё. Можно прижать к другому кусочку, и он не упадёт, будет держаться, он легко размазывается на бумаге или на дощечке. На нём можно что-нибудь нацарапать или нарисовать, а потом загладить, и процарапанный рисунок исчезнет. В экспериментировании ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их познания и освоения. Изображение в лепке: создание образов, овладение техникой

Дальнейшие шаги в освоении лепки могут быть маленькими или большими, даже «вприпрыжку». Ребёнок делает их самостоятельно с деликатной помощью и поддержкой взрослого. У каждого ребёнка свой темп и своя «дорожка», даже если она протаптывается в детском саду рядом с другими детьми.

Общее для всех детей, принципиально важное достижение - появление в лепке образа. Образное начало - специфика любого вида художественной деятельности, в том числе и лепки.

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дидактические игры с природным материалом в подготовительной группе картотека

Простые опыты для дошкольников с природным материалом

«Что такое этикет». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе