"Обучение детей лепке"
«ОБУЧЕНИЕ
ДЕТЕЙ ЛЕПКЕ»
Крапивина
В.А.
В дошкольном
возрасте развиваются различные виды деятельности ребёнка, в том числе и художественное творчество,
лепка. Интересны в этом отношении различные методики и технологии по лепке,
которые являются мощным средством развития творчества у дошкольников, так как :
- создаются
условия для самостоятельного творчества с применением различных материалов и
инструментов;
- обучение
организуется с применением разных форм;
- в процесс
лепки включаются и другие виды деятельности.
Пластилин -
это именно то, что подходит для детского творчества и даёт очень большой
простор для развития фантазии и воображения ребёнка. Работа с пластическими
материалами оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук,
что позволяет детям овладевать многими практическими умениями и приобрести
ручную умелость. Создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания,
уточняются и углубляются представления об окружающем мире. В процессе работы
ребёнок начинает осмысливать качество предметов, запоминать их характерные
особенности, детали. У детей воспитываются умения трудиться, бережно и экономно
использовать материал, работать аккуратно. Развиваются такие волевые качества,
как внимание, выдержка, упорство. И самое главное: ребёнок учится всё делать
своими руками. Если в детстве не научиться творчеству, то откуда это умение
возьмётся потом, когда подрастёт? Поэтому, очень важно в дошкольном возрасте
привлекать детей к творчеству.
Влажный
песок, глина, хлеб, мокрая бумага, пластилин - из всего этого, чуть поработав
пальцами, можно что-нибудь слепить. Малыш еще плохо держит в руках ложку, но
отведите его в песочницу, и он слепит вам такой пирожок или кулич, что вы
подумаете: «Какой талантливый ребенок! Он умеет лепить». Лепка, пожалуй, самый
естественный для человека изобразительный творческий процесс. Создавая
собственную маленькую скульптуру, ребенок непосредственно познает реальную
действительность, поскольку скульптура, как и окружающий нас мир, трехмерна.
Занимаясь лепкой, малыш изображает все стороны предмета, что невозможно в
рисовании или аппликации. Чтобы научиться более точно передавать форму и
строение предметов, ребенок должен обучаться многим техническим приемам лепки,
способам передачи строения предметов. Задача взрослых - педагогов,
воспитателей, родителей - облегчить этот путь изучения нового материала, помочь
детям освоить основные приемы работы с ним, научить лепить знакомые предметы
реального мира, выражать свое отношение к миру и его явлениям.
Лепить можно
из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые в процессе лепки
приобретают задуманную форму и сохраняют её хотя бы на некоторое время. Это
глина, пластилин, тесто, влажный песок, снег, бумажная масса папье- маше. Чем
разнообразнее выбор материалов, тем лучше.
При этом техника лепки доступна детям дошкольного возраста во
всём богатстве и разнообразии способов. Лепка - самый осязаемый вид
художественного творчества. Ребёнок видит не только, что создал, но и трогает,
берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Основным
инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от
владения собственными руками, а не кисточкой, карандашами или ножницами. С этой
точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее
доступную для самостоятельного освоении. По мнению психологов Игнатьева Е.В., Венгера
Л.А., Мухиной В.С., Запорожца
А.В., Якобсон С.Г. лепка развивает у
детей сенсомоторику, наблюдательность,
воображение, творческие способности, вырабатывает более полные представления,
укрепляет зрительную память.
Исследования многих педагогов, в том числе Халезовой Н.Б.,
Курочкиной Н.Б., Пантюхиной Г.В.
показывают, что уже в дошкольном возрасте занятия лепкой открывают для детей
большие возможности для развития. Всякая манипуляция с вылепленными предметами,
использование их в игровых ситуациях,
значительно обогащают жизненный опыт ребенка.
Специфической
чертой лепки является ее тесная связь с игрой,объемность выполненной фигурки
стимулирует детей к игровым действиям с ней. Организация занятий в виде игры
углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможности общения со
сверстниками и взрослыми. Занятие лепкой открывает безграничные возможности
игры. Первые ступеньки в
лепке
Знакомство
Пусть
ребёнок самостоятельно познакомится с материалом и его свойствами. Дайте ему
глину или пластилин. Ничего не показывайте и не навязывайте, пусть всё делает
сам, движимый естественным любопытством.
Оказывается,
это очень интересный материал, который легко, без больших усилий изменяется, он
очень «послушный» и отзывается на любое движение рук, на нём остаются следы
прикосновений. Можно обогатить опыт ребёнка, если расширить границы этого
открытия. Дайте ему возможность действовать с различными материалами. Он
убедится, что некоторые из них - тесто, липкий снег, влажный песок, жевательная
резинка - обладают похожими свойствами, как глина и пластилин. Их можно легко
изменить по своему желанию, придав любую форму. В то же время многие другие
материалы - сухой песок или снег, манка, мука - не имеют форму вне какой-либо
емкости. Им невозможно придать форму с помощью рук.
Экспериментирование
Ребёнок осваивает пластичные материалы и
делает новые «открытия». Теперь он исследует не только свойства, но и сферу
возможностей своего воздействия на материал. Оказывается, он может оторвать,
отщипнуть, открутить от целого куска небольшой кусочек глины или пластилина,
который легко изменяется в результате тех или иных действий. Для этого его
нужно смять, или расплющить, или скатать, или вытянуть, или сделать что-нибудь
ещё. Можно прижать к другому кусочку, и он не упадёт, будет держаться, он легко
размазывается на бумаге или на дощечке. На нём можно что-нибудь нацарапать или
нарисовать, а потом загладить, и процарапанный рисунок исчезнет. В
экспериментировании ребёнок выступает как своеобразный исследователь,
самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и
явления с целью их познания и освоения. Изображение в лепке: создание образов, овладение техникой
Дальнейшие
шаги в освоении лепки могут быть маленькими или большими, даже «вприпрыжку».
Ребёнок делает их самостоятельно с деликатной помощью и поддержкой взрослого. У
каждого ребёнка свой темп и своя «дорожка», даже если она протаптывается в
детском саду рядом с другими детьми.
Общее для
всех детей, принципиально важное достижение - появление в лепке образа.
Образное начало - специфика любого вида художественной деятельности, в том
числе и лепки.



Комментарии
Отправить комментарий